Неожиданная благодарность за новый навык
Привет, дорогие родители! Хочу рассказать вам о вчерашней встрече, которая меня по-настоящему удивила.
Представьте: сижу я в зуме, напротив – мама с дочкой-пятиклассницей. Спрашиваю, с чем пожаловали. И тут Настя говорит: "Я хочу вас поблагодарить". Вот это поворот! Я-то ждала жалобы на бесконечные задания рассказать о прочитанном, а тут...
Конечно, мы не чужие люди. Настя только что закончила мой курс по методу Фейнмана "Секреты параграфа". И, поверьте, это был тот еще опыт. Для нас троих.
От 5 часов мучений к 1 часу эффективной учебы
"Понимаете, раньше я читала учебник часами, но ничего не запоминала. Как будто информация проходила сквозь меня", – делится Настя. "Я просто не знала, как учить эффективно. Читала, перечитывала, и всё без толку".
И вот этот ребенок пришел сказать спасибо за то, что теперь может усвоить материал учебника за час. Да-да, вы не ослышались – за час! Не скажу, что всё дается по щелчку пальцев, но прогресс налицо. Она пересказывает содержание своими словами, иногда заглядывая в конспект. Нет больше места тупой зубрежке.
Мы с мамой вспомнили наш первый разговор. Посмеялись. Да, два месяца назад она чуть не плакала в трубку от беспомощности. А я не могла поверить, что у них такая дурацкая ситуация. Нет, я читала на родительских форумах, как мамы школьников помогают детям учиться и сидят рядом по 3-4 часа. Безрезультатно. Но у Насти с мамой выходило 5 часов. Представляете, это половина активного дня после школы, которые тратятся на вдалбливание материала из учебника по истории в светлую голову. Но по теме ничегошеньки не запоминается. Зато много недовольства, раздражения, обидных слов. И все из-за учебы.
Метод Фейнмана в действии
Знаете, что я поняла? Бессмысленно просто зубрить. Нужно знать, как ребенок воспринимает информацию, что его мотивирует, как он мыслит. И тогда можно найти ту самую стратегию, которая сработает.
Всё началось с простой идеи: чтобы по-настоящему что-то понять, нужно уметь это объяснить. Вот основа метода Фейнмана. Но как применить это к пятикласснице?
Мы разбили процесс на простые шаги:
1. Прочитать текст полностью
2. Определить логику построения материала - это перечень фактов или цепочка событий, или сравнение концепций
3. Прочитать еще раз и составить конспект
4. Попытаться объяснить тему самой себе и записать на аудио
5. Прислать аудио мне в качестве домашнего задания
Персонализация метода: комиксы и схемы
Звучит просто, да? Но дьявол в деталях. У Насти, например, сложности с "сухими" научными текстами. И знаете, что помогло? Комиксы! Она стала рисовать концепции из учебника в виде схемок. Что-то идет в виде таблички. Что-то как майндкарта. А еще кусок информации можно оформить списком ключевых идей. Но все это мы еще сопровождали рисуночками, от которых поднимается настроение. И будто вступаешь в диалог с автором прекрасного учебника, который хочется выкинуть в окно. Споришь, проявляешь недовольство: что вы тут за фигню понаписали?
Мы создали систему: короткие уроки по 3-5 минут, весь курс мы ни разу не виделись. Лишь видеоуроки в записи. Только слышали друг друга: она объясняла мне материал, я объясняла, что можно сделать еще лучше.
Результаты, которые удивляют
И вот первая встреча в зуме. Мы видим друг друга. И нам есть что обсудить еще. Помимо благодарности, я знаю, как Настя думает, как она строит конспекты, как усваивает информацию. И этот пройденный путь помогает нам найти такие решения, чтобы меньше уставать, делать перерывы, которые сработают именно для нее. В итоге понимание, как учусь именно я, помогает справляться с учебной нагрузкой эффективно. Верить в свои силы и по минимуму подключать к этому родителей.
Да, старые методы профессора физика, который для меня пример в области преподавания, работают. Я многое взяла, еще дополнила практическими упражнениями, сделала доступным для любого времени занятий. И думаю, Фейнман бы пожал мне руку или же просто подмигнул. Давай! Продолжай. Ты на верном пути.
Моя амбициозная цель – сделать обучение таким, чтобы дети усваивали материал быстро и с удовольствием, а не часами сидели над учебниками, – похоже, начинает реализовываться.
Хотите, чтобы ваш ребенок тратил на уроки час вместо 3-5? Давайте вместе освоим метод Фейнмана!
Программа курса "Секреты параграфа" ждет вас!