От слов к мудрости: доступно ли это школьникам?
Почему сложно писать сочинения по литературе? Ключевая проблема: нет понимания прочитанного. Длинный рассказ или повесть пройдены. По диагонали или в кратком изложении ребенок ознакомился с общим содержанием. Дальше надо писать нечто аналитическое, что предполагает собственные мысли. Но в голову ничего не приходит, ведь мозг не воспитан поставлять такого рода идеи.

Для анализа текста нужна база, которая выстраивается постепенно.
– Читаем
– Обсуждаем
– Делаем выводы

На последнем остановлюсь.

Причина трудностей не в недостатке интеллектуальных способностей или малой начитанности. Я вижу здесь недостаток опыта. Он складывается из проб и ошибок. Но в школе не принято ценить попытки. Оценивается результат, чтобы хорошо и сразу. Детям умение рассуждать и делать умозаключения не дается легко, а смелости пробовать еще и еще не хватает. В итоге предпочитают помалкивать. А вместе с этим и не думать.

Что работает у нас
Ребята тренируют этот навык в конце курса. Пройдено 10 текстов. Пора определить лучших.
Первый уровень. Выбираем 3 рассказа, которые зацепили. Смотрим в конспекты, вспоминаем, что было за 5 недель.

Второй уровень. Объясняем, почему они. Здесь часто слышим описательное: интересно, динамично, неожиданно. Или эмоциональное: тронули радостью, болью, верой в свои силы.

Третий уровень. Делаем выводы. Передаем смысл текста в 1-3 предложениях.

Каждый ребенок проходит эти этапы в своем темпе. Важно пробовать. Слышу по голосам опасения. Детские осторожные начала фраз, после которых паузы. Ребенок будто идет по висячему мосту, который раскачивается на ветру школьных страхов. Но как только переход завершен, слышу громкие выдохи, а после бравые нотки в голосе – получилось. И внутреннее ощущение – сказанное имеет право прозвучать.

На третьем уровне оказаться сразу не каждый может. Но если это случается, то сказанное детьми ошеломляет глубиной. Заставляет верить в необходимость нашей работы.

Хотите достойнейший пример?!

выберите курс по душе

У нас как раз появились новые курсы:
  • Как рассказать историю и не утомить
  • Сочинение-эссе
  • Курс по сторителлингу для родителей
Вот как это сделал Иван, заканчивает 5-й класс.

Рассказ про собаку на первом месте, потому что очень трогательный. О душевной связи человека и пса. О том, что есть разные люди. Злые, которые приносят вред и животным и всему вокруг, и добрые, которые могут поддержать, когда все совсем плохо.

Рассказ про шестиклассника на втором месте, потому что он тоже о важном. Если все о тебе думают плохо, и сам ты думаешь, что ничего не можешь, у тебя все равно может получиться сделать что-то очень важное.

И последний рассказ о девочке, у которой с отцом не очень. Этот рассказ о том, что в жизни есть место разочарованию. И это может случиться с каждым в любой момент. Наверно, это стоит иметь в виду.

подписывайтесь, чтобы узнавать всё первым!

В телеграм-канале Елена Дмитрук, основатель Лаб Историй, рассказывает о самых интересных новостях из сферы образования.
Я бот-помощник в Лаб Историй.
Рассказываю о самом интересном!