Среди пользователей русским языком 10-12 лет их количество снизилось на 50%. Делюсь наблюдениями и советами, если с ребенком это случается, а вам не все равно.
⠀
Слова -паразиты нужны
Они спасают, когда требуется заполнить паузы в процессе обдумывания. Помогают не потерять нить. Особенно это ощутимо, когда речь не подготовлена, без опоры на план.
Еще они нужны для естественности в разговоре. Мы же не роботы.
Не делайте так
Перестаньте ругаться, запрещать, критиковать, стыдить. Иначе ребенок просто не станет делиться новостями и переживаниями. Щипать тоже не надо, хотя и такие дикие рекомендации встречаются.
⠀
Превратите охоту на слова-паразиты в игру
1. Сначала деликатно, с долей удивления, обратите внимание ребенка на такие слова. Не прерывайте, пусть сначала расскажет до конца. После поделитесь наблюдением: «Представляешь, я услышала 10 раз слово «в общем» и 3 раза слово «короче»? Ребенок удивится и потихоньку начнет наблюдать за своей речью.
2. Не исправляйте каждый раз и не фиксируйте внимание только на этом. Ловите суть, чтобы сохранить контакт с ребенком. Кому захочется делиться мыслями, когда все сказанное требует исправления?!
3. Наблюдайте и отмечайте прогресс: «Слушай, а у тебя стало меньше «в общем», здорово!»
4. Если ребенок начинает с «короче», предложите попробовать без. Но только на старте рассказа. В середине не стоит, только собьете.
5. Не надо закатывать глаза, вздыхать, цокать языком. Ребенок ходит в школу или сад, его лексикон определяется средой. И если сверстники так говорят, он быстро впитает язык группы, чтобы оставаться своим. Будьте терпеливее.
⠀
Пример из практики: